ШГ №31 Школа-гимназия №31

Профилактика суицидального поведения в образовательном учреждении

Профилактика суицидального поведения в образовательном учрежденииПрофилактика суицидального поведения в образовательном учреждении      СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
КАК ОСОБЫЙ ВИД ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Суицидальное поведение относится к распространенной патологии поведения подростков.

Именно в этом возрастном периоде оно отличается многообразием: это суицидальные мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки.

До 13-летнего возраста суицидальные попытки встречаются редко. Начиная с 14—15 лет эта активность резко возрастает, достигая максимума к 16-19 годам.

Особенности подросткового суицида

отсутствие реального желания и четко обозначенного мотива совершения самоубийства;

— отсутствие умения вербализировать свои чувства , поделиться своими переживаниями, подробно рассказать о них.

ВОЗ рекомендует основную причину детских самоубийств искать в семье.

Демонстрация намерения совершить самоубийство – это «крик о помощи».

Чаще всего суицидальные поступки  подростки совершают в дневное и вечернее время (80%), когда поблизости есть те, кто может их остановить.

Время года: больше всего самоубийств регистрируется весной и осенью, когда человеческие несчастья контрастируют с цветением окружающей природы (апрель), а также с увяданием природы(ноябрь).

Суицидальные проявления

žВнешние

-суицидальные попытки;

— завершенный суицид.

žВнутренние

— суицидальные мысли;

-фантазии на тему смерти;

-суицидальные замыслы;

-суицидальные намерения.

Причины депрессии у подростков

1.Негативное отношение к своему телу в период полового созревания.

2.Приобретенная в этот период способность критически воспринимать любую ситуацию

3.Одиночество, низкая популярность среди сверстников

4.Трудности в обучении, низкая школьная успеваемость.

Профилактика суицидального поведения в образовательном учреждении

Признаки намерения совершения суицида

Словесные признаки:

-открытые и прямые высказывания о принятом решении покончить с собой;

-косвенные намеки на совершение самоубийства («Больше я не буду никому мешать», «Скоро от меня отдохнете» и т.п.);

-нездоровый интерес к вопросам смерти, частые разговоры на эту тему;

-высказывание своих мыслей по поводу самоубийства в подчеркнуто легкой и шутливой форме («… смерть – всего лишь одна из сторон жизни», «чего бояться смерти – мы и так значительную часть жизни тратим на сон»).

7 важных сведений о подростковом суициде

  • žСамоубийство является второй по частоте причиной смерти в молодости.
  • žМаксимум суицидных попыток приходится на возраст 16-24 года.
  • žБольше всего самоубийств регистрируется весной.
  • žСуицид можно предотвратить. Большинство жертв суицида не хотят умирать.
  • žСуицидальное поведение не наследуется, но его риск выше для тех  людей, кто потерял из-за самоубийства близкого родственника.
  • žТот, кто говорит о суициде, совершает суицид. Более 80% людей сообщают о своём намерении совершить самоубийство, прежде чем это сделать. Они дают нам знать о своих несчастьях и(или) страданиях.
  • žЧем «веселее» настроен суицидент, тем больше риск.

Если замечена склонность школьника к самоубийству, воспользуйтесь следующими рекомендациями, которые помогут изменить ситуацию:

  • žУстановите доверительные взаимоотношения с подростком.
  • žВнимательно выслушайте.
  • žОцените серьезность намерений и чувств ребенка.
  • žНе спорьте.
  • žЗадавайте вопросы.
  • žУважайте ребёнка, его мнение.
  • žПостарайтесь акцентировать внимание ребенка позитивных моментах жизни.
  • žПридайте уверенности учащемуся.
  • žОбратитесь за помощью к специалистам.

Необходимые условия профилактики суицидального риска
в подростковой среде:

  • žБлагоприятная эмоционально-психологическая атмосфера в окружении ребенка (в семье, школе, классе);
  • žНасыщенность жизни яркими событиями, дающими подростку возможность достичь успеха, проявить себя и почувствовать свою значимость (социальные проекты, творческие акции и т.д.);
  • žВозможность доверительного общения подростка с родителями, педагогами, искренний интерес со стороны взрослых к событиям жизни, к чувствам и переживаниям подростка;
  • žПомощь и поддержка в решении проблем и преодолении трудностей;
  • žУстойчивые социальные связи, значимые для подростка и, прежде всего,  семейные;
  • žКонтроль использования ребенком интернет-ресурсов.

Основные задачи профилактики суицидов в учреждениях образования

  • žсвоевременное выявление учащихся с личностными нарушениями и обеспечение их психологической поддержкой;
  • žформирование более близких отношений с детьми и подростками путем доверительных бесед с искренним стремлением понять их и оказать помощь;
  • žпроявление наблюдательности и умения своевременного распознавания признаков суицидальных намерений, словесных высказываний или изменений в поведении;
  • žоказание помощи в учебе ученикам с низкой успеваемостью;
  • žконтроль посещаемости занятий и прогулов;
  • žдестигматизация психических болезней (борьба с преобладающим стыдом перед ними), предотвращение злоупотребления алкоголем и наркотиками;
  • žсвоевременное направление учащихся на лечение в связи с психическими расстройствами и злоупотреблением алкоголем или наркотиками;
  • žосуществление мероприятий по ограничению доступа к возможным средствам самоубийства – токсическим веществам и опасным медикаментам, пестицидам, огнестрельному или иному оружию и т.п.;
  • žформирование позитивных потребностей;
  • žразвитие способности любить и быть любимыми;
  • žформирование умения себя занять и трудиться;
  • žраннее формирование устойчивых интересов (спорт, искусство, познание);
  • žорганизация деятельности, альтернативной отклоняющемуся поведению: кружки по интересам и спортивные секции, экскурсии и турпоходы, благотворительные акции и т.п.;
  • žоказание помощи учителям и другим работникам школ в преодолении стресса на рабочих местах.

Это важно:

žУважаемые родители! Если вы заметили изменения в поведении и настроении вашего ребенка обратитесь к школьному психологу по телефонам:

ž0555-967-449

ž0708-30-11-22 Ольга Васильевна.

žИли по телефону  службы доверия  — 111

žИли в РЦПЗ к детскому психологу.