СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
КАК ОСОБЫЙ ВИД ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Суицидальное поведение относится к распространенной патологии поведения подростков.
Именно в этом возрастном периоде оно отличается многообразием: это суицидальные мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки.
До 13-летнего возраста суицидальные попытки встречаются редко. Начиная с 14—15 лет эта активность резко возрастает, достигая максимума к 16-19 годам.
Особенности подросткового суицида
—отсутствие реального желания и четко обозначенного мотива совершения самоубийства;
— — отсутствие умения вербализировать свои чувства , поделиться своими переживаниями, подробно рассказать о них.
ВОЗ рекомендует основную причину детских самоубийств искать в семье.
Демонстрация намерения совершить самоубийство – это «крик о помощи».
Чаще всего суицидальные поступки подростки совершают в дневное и вечернее время (80%), когда поблизости есть те, кто может их остановить.
Время года: больше всего самоубийств регистрируется весной и осенью, когда человеческие несчастья контрастируют с цветением окружающей природы (апрель), а также с увяданием природы(ноябрь).
Суицидальные проявления
Внешние
-суицидальные попытки;
— завершенный суицид.
Внутренние
— суицидальные мысли;
-фантазии на тему смерти;
-суицидальные замыслы;
-суицидальные намерения.
Причины депрессии у подростков
1.Негативное отношение к своему телу в период полового созревания.
2.Приобретенная в этот период способность критически воспринимать любую ситуацию
3.Одиночество, низкая популярность среди сверстников
4.Трудности в обучении, низкая школьная успеваемость.
Признаки намерения совершения суицида
Словесные признаки:
-открытые и прямые высказывания о принятом решении покончить с собой;
-косвенные намеки на совершение самоубийства («Больше я не буду никому мешать», «Скоро от меня отдохнете» и т.п.);
-нездоровый интерес к вопросам смерти, частые разговоры на эту тему;
-высказывание своих мыслей по поводу самоубийства в подчеркнуто легкой и шутливой форме («… смерть – всего лишь одна из сторон жизни», «чего бояться смерти – мы и так значительную часть жизни тратим на сон»).
7 важных сведений о подростковом суициде
- Самоубийство является второй по частоте причиной смерти в молодости.
- Максимум суицидных попыток приходится на возраст 16-24 года.
- Больше всего самоубийств регистрируется весной.
- Суицид можно предотвратить. Большинство жертв суицида не хотят умирать.
- Суицидальное поведение не наследуется, но его риск выше для тех людей, кто потерял из-за самоубийства близкого родственника.
- Тот, кто говорит о суициде, совершает суицид. Более 80% людей сообщают о своём намерении совершить самоубийство, прежде чем это сделать. Они дают нам знать о своих несчастьях и(или) страданиях.
- Чем «веселее» настроен суицидент, тем больше риск.
Если замечена склонность школьника к самоубийству, воспользуйтесь следующими рекомендациями, которые помогут изменить ситуацию:
- Установите доверительные взаимоотношения с подростком.
- Внимательно выслушайте.
- Оцените серьезность намерений и чувств ребенка.
- Не спорьте.
- Задавайте вопросы.
- Уважайте ребёнка, его мнение.
- Постарайтесь акцентировать внимание ребенка позитивных моментах жизни.
- Придайте уверенности учащемуся.
- Обратитесь за помощью к специалистам.
Необходимые условия профилактики суицидального риска
в подростковой среде:
- Благоприятная эмоционально-психологическая атмосфера в окружении ребенка (в семье, школе, классе);
- Насыщенность жизни яркими событиями, дающими подростку возможность достичь успеха, проявить себя и почувствовать свою значимость (социальные проекты, творческие акции и т.д.);
- Возможность доверительного общения подростка с родителями, педагогами, искренний интерес со стороны взрослых к событиям жизни, к чувствам и переживаниям подростка;
- Помощь и поддержка в решении проблем и преодолении трудностей;
- Устойчивые социальные связи, значимые для подростка и, прежде всего, семейные;
- Контроль использования ребенком интернет-ресурсов.
Основные задачи профилактики суицидов в учреждениях образования
- своевременное выявление учащихся с личностными нарушениями и обеспечение их психологической поддержкой;
- формирование более близких отношений с детьми и подростками путем доверительных бесед с искренним стремлением понять их и оказать помощь;
- проявление наблюдательности и умения своевременного распознавания признаков суицидальных намерений, словесных высказываний или изменений в поведении;
- оказание помощи в учебе ученикам с низкой успеваемостью;
- контроль посещаемости занятий и прогулов;
- дестигматизация психических болезней (борьба с преобладающим стыдом перед ними), предотвращение злоупотребления алкоголем и наркотиками;
- своевременное направление учащихся на лечение в связи с психическими расстройствами и злоупотреблением алкоголем или наркотиками;
- осуществление мероприятий по ограничению доступа к возможным средствам самоубийства – токсическим веществам и опасным медикаментам, пестицидам, огнестрельному или иному оружию и т.п.;
- формирование позитивных потребностей;
- развитие способности любить и быть любимыми;
- формирование умения себя занять и трудиться;
- раннее формирование устойчивых интересов (спорт, искусство, познание);
- организация деятельности, альтернативной отклоняющемуся поведению: кружки по интересам и спортивные секции, экскурсии и турпоходы, благотворительные акции и т.п.;
- оказание помощи учителям и другим работникам школ в преодолении стресса на рабочих местах.
Это важно:
Уважаемые родители! Если вы заметили изменения в поведении и настроении вашего ребенка обратитесь к школьному психологу по телефонам:
0555-967-449
0708-30-11-22 Ольга Васильевна.
Или по телефону службы доверия — 111
Или в РЦПЗ к детскому психологу.